Суббота, 27 апреля, 2024
ДомойПубликации«Психология вандализма». «Что побуждает людей рисовать граффити?»

«Психология вандализма». «Что побуждает людей рисовать граффити?»

За день житель города проходит рядом с несколькими десятками граффити, большими и маленькими, цветными и однотонными, но только малая часть из них легальны. Всё остальное это незаконно разрисованные электрички, дома, дорожные знаки и любая поверхность, попадающая под «прицел» человека с баллончиком. Подобное уличное искусство может быть желанием заявить о себе или стать похожим известным личностей, вроде мистера Миши Моста или Бэнкси.

В этой статье рассмотрим психологический аспект вопроса, почему появляются вандалы и как к этому относятся профессионалы занимающиеся граффити.   Экспертов будут выступать: Лёвочкин Дмитрий Анатольевич – президент Фонда поддержки и развития современного искусства, председатель жюри межнационального конкурса граффити «Разноцветная Москва» и Евдокимова Ольга Сергеевна- педагог-психолог высшей квалификационной категории, детский и семейный психолог – консультант.

– Чем может быть вызвано желание всё «разрисовать»?

Дмитрий:  Это вызвано желание получить недостающее чувство свободы, интервенция его творчества на чужой собственности или государственной. Он пишет на стене, которая ему не принадлежит, и ему за это может прилететь, так как он нарушает закон. И когда художник написал свое имя или название команды, возможно изображение нанес, и успешно ушел не пойманным, у него появляется чувство свободы. Заявил комьюнити – это я сделал, вам слабо!

Ольга: Протестное поведение вследствие недостаточного признания ребенка, подростка в семье, коллективе сверстников; желание разукрасить серую, однообразную реальность в связи с “сенсорным голодом” жителей спальных районов: однообразие, минимум деталей, скучные тона зданий снижают эмоциональное состояние, вызывают нехватку ощущений; удовлетворение потребности в общении посредством разных надписей при дефиците живого общения; подростковый конформизм, желание идти за другими, быть принятыми в значимой группе; желание подростков показать свои художественные способности, умения, проявиться, “стать видимыми”.

– Влияет ли на это творческая нереализованность?

Ольга: Творческая нереализованность может влиять на это, но лишь отчасти. Так как творческий человек может найти много способов самовыражения “законным” путём.

–  Как в профессиональном мире райтеров относятся к несанкционированным граффити?

Дмитрий: Несанкционированные рисунки, не совсем понятно, не ангажированные или несогласованные рисунки это и есть сама квинтэссенция природы уличного искусства. Квинтэссенция уличного искусства это – свобода, создаю то, что хочу и не спрашиваю разрешение.

– Есть ли какие-то негласные «законы», которым должны придерживаться все художники?

Дмитрий: Такие негласные законы и правила существуют, все они зависят от культуры самого художника. Пример: нельзя рисовать на памятниках архитектуры, исторически важных объектах, закрашивать «бафить» работы уважаемых художников известных в субкультуре, или тех кто внес вклад в развитие культуры или субкультуры. Их много я даже не перечислю все.

 Может ли ближайшее окружение изменить человека, чтобы он снял с себя роль вандала?

Ольга: Ближайшее окружение безусловно может влиять на поведение ребёнка, в том числе на его несанкционированное рисование. Многие поведенческие проблемы ребёнка уходят, когда налаживается его контакт с родителями. Улучшение детско-родительских отношений, удовлетворение близкими потребностей ребёнка в любви и внимании повышает его психологическое благополучие, уровень доверия между ним и родителями, уменьшает желание подростка идти против правил. Изначально в природе ребёнка есть желание быть хорошим, нравиться своим родителям. Подростковый возраст – сложный период, но если взрослеющий человек чувствует, что его в семье ценят, любят, уважают его мнение, создают условия для развития способностей, доверяют ему, дают проявлять самостоятельность, с уважением относятся к его взрослению, тогда у подростка не будет желания выражать ярый протест против правил, рисуя там, где запрещено.

– На ваш взгляд, можно ли контролировать процесс появления тегов и рисунков в общественных местах?

Дмитрий: Контролировать можно, но бороться с этим бесполезно, сама субкультура обязана вести культурную политику о том, что и как можно как нельзя. Развивать моду на то, что это не круто не модно, стыдить. Искусство созидательно, если оно деструктивно, то нужно находить причину.

Ольга: Отчасти контролировать возможно, проводя рейды, устанавливая видеоконтроль, предоставляя объекты, на которых можно легально рисовать, уделять больше времени организации свободного времени подростков. И безусловно важно большое внимание уделять семейному воспитанию, пропаганде ЗОЖ, гуманных человеческих ценностей, развитию духовности и культуры в нашем обществе. Например, большую помощь семьям, родителям и детям, оказывают психологические службы, Центры. В нашем обществе всё больше развивается культура обращения за психологической помощью, которая способствует налаживанию детско- родительских отношений, помогает родителям и детям лучше понимать друг друга.

– Дайте определение слову «искусства» с точки зрения вашей профессии.

Дмитрий: Настоящее искусство – это состояние художника, и его душа. Где нет места для мыслей о деньгах или обогащении, не места для самолюбования. Только рефлексия через прошлое к будущему и состояние души на этап этого времени. Искусство = душа художника.

Ольга: Искусство, на мой, субъективный взгляд психолога – это способ человека говорить с миром, стать видимым, проявиться таким образом, чтобы оказывать благотворное влияние на морально-нравственные основы человечества, вдохновлять на жизнь, преодоление трудностей, творчество, менять мировоззрение, вызывать эмоциональный отклик. Искусство – это универсальный язык, который понимают жители разных стран и национальностей. Искусство – делает нас лучше, волнует, способствует нашему отдыха и вдохновению.

Из ответов наших экспертов получается: что от незаконного творчества избавиться не получится, так как это часть современного искусства и городской жизни общества. В этой ситуации будет правильней увеличить количество «творческого пространства». На март 2023 года в Москве не так много мест, где начинающий художник выражает творческое «Я», самые известные расположены у станции метро Маяковская, Менделеевская и чистые пруды, согласитесь, что маловато на такой город. Также стоит просвещать людей, не только говорить: куда стоит обратиться в случаи порчи имущества, но не забывать просвещать их в эту культуру. Только при таком объединении мы будем жить в городе, который разделяет старинные памятники и современные граффити.

RELATED ARTICLES
Рекламаspot_img

Most Popular