Четверг, 2 мая, 2024
ДомойПубликацииХVII международный конкурс им. П.И. Чайковского

ХVII международный конкурс им. П.И. Чайковского

Закончился ХVII международный конкурс им. П.И. Чайковского. Прослушивания по специальности фортепиано и скрипка были в Москве, –  а вокалисты, виолончелисты  и исполнители на медных и деревянных духовых инструментах соревновались в Санкт-Петербурге. Разделение конкурсных выступлений  на два города началось с 2011 года, когда Оргкомитет возглавил Валерий Гергиев, решивший дать возможность жителям северной столицы приобщиться к празднику музыки. Что и говорить, время идёт, традиции ломаются. До этого, начиная с Первого конкурса им. П.И.Чайковского, состоявшегося в 1958 году, все прослушивания проходили в Москве. Пианисты и скрипачи  поочерёдно играли утром и вечером в Большом зале консерватории, а вокалисты – в Колонном зале Дома Союзов. Ценители музыки успевали послушать и тех, и других, и третьих.  На этот раз скрипачей существенно ущемили, предоставив им  Малый зал консерватории, где значительно меньше мест, и расписание прослушиваний совпадало с прослушиванием пианистов. Так что, желающим послушать талантливых исполнителей фортепианной и скрипичной музыки неизбежно приходилось чем-то жертвовать.

На всех плакатах и листовках было написано, что в этом году исполняется 65 лет Международному конкурсу им. П.И.Чайковского. Круглая, юбилейная дата. Если учесть, что конкурсы проводятся раз в четыре года, то у любого человека, умеющего считать, эта цифра вызовет недоумение. На четыре она никак не делится. Вся загвоздка в том, что в 2006 году отменили проведение конкурса  под тем предлогом, что Большой зал консерватории находится в аварийном состоянии и требует ремонта.  Хотя, скорей всего, в Министерстве Культуры по каким-то причинам не сошёлся дебет с кредитом, и финансы, предназначенные для конкурса, разлетелись. Следующий XIII конкурс (символичная цифра) провели в 2007 году, несмотря на то, что в этом же году  у пианистов в Брюсселе проводился престижнейший конкурс им. королевы Елизаветы, который также бывает раз в четыре года и отвлекает на себя многих талантливых исполнителей, которых могли бы услышать в Москве. Но для устроителей, надо полагать, это размышления высшего порядка. Ремонт, как можно догадаться, за это время не сделали. Реконструкцию Большого зала консерватории провели только в 2013 году. Однако годичная отсрочка  для многих исполнителей исключила возможность участия в конкурсе по возрасту и не дала шансов сделать достойную карьеру.    

Нынешний, 2023 год, также оказался не самым удачным для культурных инициатив. В отличие от предыдущих лет на конкурс приехало существенно меньше музыкантов. Кроме молодых российских исполнителей были в основном пианисты и скрипачи из Китая, Южной Кореи и Японии. Чувствуется радикальный перенос российских связей в сторону  Востока. Увидев на столе жюри пианистов флаг США, я порадовалась за смелость и независимость взглядов этого маэстро, однако им оказался Владимир Виардо, в прошлом известный российский исполнитель, имеющий теперь двойное гражданство.  Данию представлял в жюри наш бывший соотечественник Максим Могилевский. Из западных музыкантов не побоялся приехать Юстус Франц из ФРГ. В жюри также были представители   Японии, Вьетнама, Южной Кореи, и два китайских музыканта, среди которых знаменитейший Лю Ши Кунь, – это он в 19 лет участвовал в Первом конкурсе им. П.И.Чайковского и завоевал вторую премию, уступив первенство любимцу публики Вану Клиберну.   Фантастически быстрая, виртуозная техника Лю Ши Куня в то время просто не укладывалась в голове у слушателей и профессионалов. Это примерно так, как теперешние дети-фигуристы исполняют четверные тулупы и лутцы, в то время как воспитанники Станислава Жука редко решались на двойной.  Несмотря на драматичную судьбу Лю Ши Куня, которого во время китайской «культурной революции» на пять лет заточили в тюрьму и там переломали ему пальцы, он, в свои 84 года, играл на открытии Конкурса.

Председателем жюри у пианистов, также как и на предыдущем конкурсе, был Денис Мацуев.  Он отличается необыкновенной щедростью в распределении премий. На предыдущем конкурсе 2019 года помимо первой премии, доставшейся  Александру Канторову, он учредил ещё две вторых премии и три третьих. Мне нравится такой подход. Действительно, всегда очень трудно выбрать самого лучшего. У каждого музыканта есть свои сильные стороны: виртуозность,  благородный звук, умение работать с педалью, мощь, лиризм, способность передать цельность произведения, а не разбивать его на отдельные фрагменты,  интересная, неожиданна интерпретация вещи, – и так далее, и так далее. Редко, когда все эти качества сходятся в одном музыканте.  В этом году Денис Мацуев предложил выдвинуть в третий тур соревнований восемь пианистов, вместо шести, допустимых по регламенту конкурса. В финал вышли практически все любимцы публики. Первую премию завоевал Сергей Давыдченко – самый юный из пианистов. В двенадцать лет он был победителем телевизионного конкурса  «Щелкунчик»,  участвовал в различных музыкальных фестивалях. В настоящее время Давыдченко учится в Ростовской консерватории у профессора Сергея Осипенко. Второе место завоевали Джорж Харлионо из Великобритании и Энджел Станислав Вонг из США. Он хоть и родился в Лос-Анджелесе, но всю свою сознательную жизнь, начиная с ЦМШ при Консерватории, провёл в Москве. Прекрасно говорит по-русски, – одним словом, наш человек. За свои двадцать лет уже выступал в нью-йоркском Карнеги-холл и в венском Музикферайн. Третью премию среди пианистов завоевали Валентин Малинин, Станислав Корчагин и Илья Папоян, – все музыканты из России.  На первом и втором турах мне очень понравилась пианистка из Южной Кореи Ё Соа. Помимо блестящей техники, – а у кого сейчас её нет? – она видит цельный замысел произведения, и умеет доносить его до слушателя, а это, на мой взгляд, не всем дано. И очень понравилась пианистка из Китая Мао Сюаньи. Она обладает изумительным звуком и, слушая её, полностью погружаешься в музыку. Но, судя по всему, девушкам не хватило темперамента и мощи при исполнении концертов с оркестром, чтобы завоевать более высокие места.  Им обеим досталась четвёртая премия.

У скрипачей Председателем жюри был Виктор Третьяков, – победитель Третьего конкурса им. П.И.Чайковского, неоднократно возглавлявший жюри предыдущих конкурсов. Помимо знаменитых исполнителей Юрия Башмета и Вадима Репина, судейская коллегия была представлена гораздо большим географическим разнообразием, нежели у пианистов. В неё входили представители Румынии, Венгрии, Швейцарии, Германии, Армении и Китая. На этот раз и у скрипачей, и у пианистов  были, к сожалению, слишком незначительные перерывы между турами, и многие, отыграв в первом туре, через день шли играть  на второй тур, а ещё через день – выступать с оркестром. Ввиду такой насыщенной конкурсной жизни не всем участникам удалось сохранить силы к решающему выступлению. Первую премию в номинации скрипка получила исполнительница из Южной Кореи Ким Ке Хи. Она опытная исполнительница, училась в престижных музыкальных заведениях, играла со многими симфоническими оркестрами. Публику и жюри покорило её исполнение ля мажорного концерта Моцарта. Второе место занял Равиль Ислямов – студент Московской консерватории, у которого, судя по прекрасному началу, большое будущее. Скрипичное жюри не поскупилось на две третьи премии. Их получили Елена Торосян, выпускница Московской консерватории,  учившаяся у знаменитого  Эдуарда Грача, и Даниил Коган – внук легендарного Леонида Когана.    

На заключительный концерт, проходивший в Зарядье, из Петербурга приехали вокалисты и духовики. Совершенной неожиданностью оказались первые места в сольном пенье среди мужчин у  исполнителей из Южной Кореи и Китая. Они действительно научились красиво, по-европейски петь, и обладают сильными голосами с диапазоном от густого баса до прозрачного, чистого тенора. Что и говорить, удивительные чудеса преподносит природа, хотя до недавнего времени утверждалось, что голосовые связки центрально-азиатских народов не приспособлены для бельканто. Среди женщин первые два места заняли россиянки Зинаида Царенко и Ольга Маслова, а третье место у певицы из Беларуси Альбины Тонких, которая  ярко и эмоционально спела арию Микаэлы из оперы Бизе «Кармен». В Петербурге Гала – концерт лауреатов состоялся в Мариинском театре, там же вручили и Гран При конкурса солистке Мариинского театра меццо-сопрано Зинаиде Царенко. Сразу же начинаешь думать, что Валерий Абисалович Гергиев тоже очень щедрый человек.

Материал: ИА “Одна Москва”, Вера Собко

RELATED ARTICLES
Рекламаspot_img

Most Popular