Платформы социальных сетей изначально были задуманы для того, чтобы позволить людям участвовать в различных формах онлайн-взаимодействий. Технология прочно проникла в различные сферы общества, превратившись в общий термин, называемый социальными сетями. Это стало мощной силой в современной жизни, прокладывая путь к росту цифровых культур и социальных движений. Социальные сети, безусловно, принесли с собой блага и запреты в современную жизнь: от удобства покупок онлайн, до повсеместного распространения преднамеренной сетевой дезинформации.
Соцсети позволили людям быть постоянно на связи, несмотря на расстояние и другие
физические ограничения. Социолог Мануэль Кастельс использует важные термины для критического описания того, как взаимодействие людей формировалось в цифровой виртуальности, как они живут в различных технологических формах коммуникации, формулируя их так, как им это нужно.
С существованием гиперсоциальности появление сетевого индивидуализма стало более ощутимым. Кастельс утверждает, что «появление сетевого индивидуализма, поскольку социальная структура и историческая эволюция индуцируют появление индивидуализма как доминирующей культуры наших обществ, а новые коммуникационные технологии идеально вписываются в режим построения общительности по самостоятельно выбранным коммуникационным сетям».
С этим развитием на стыке общества и технологии были сформированы новые формы коллективов. Акт отмены кого-либо, таким образом, является одним из тех спонтанных
действий людей со своими взглядами и «отменой» тех, кто кажутся несовместимыми и несогласными с их мнением. По мере того, как вседозволенность высказываний в соцсетях растет, становится все сложнее приспосабливаться к идеям, которые продвигают люди, «отменяющих» кого угодно только по причине неудовлетворения чужим высказыванием, действием, взглядом. Чаще всего под культуру отмены попадают публичные люди. Знаменитости, влиятельные люди, общественные деятели, как личности, строго придерживаются расплывчатых стандартов текущей социальной приемлемости. Знаменитости, как и прежде, являются «продуктом» медийных институтов. Им постоянно приходится держать лицо перед общественностью, потому что из-за одного проступка они могут лишиться карьеры.
Культура отмены — это очень сложное общественное движение. С одной стороны, это одно из высших проявлений демократизации дискурса. С другой стороны, это также сила цензуры и нетерпимости к идеям, которые противоречат доминирующим приемлемым социальным нормам. Некоторые полагают, что есть лучший способ использовать эту форму привлечения внимания к неподобающему поведению.
Однако, культура отмены появилась куда раньше, просто в 21 веке она плотно засела в интернете, например в запрещенной РНК соцсети Twitter, где отменяют кого и что угодно едва ли несколько раз за день.
Раньше люди «отменялись» из-за своего пола, цвета кожи или из-за несогласия с властями. Некие черные списки.
Один из самых ранних известных примеров отмены наказания людей датируются более чем двумя тысячами лет назад. В V веке до нашей эры древние греки использовали практику остракизма, когда провинившихся отправляли в изгнание путем всенародного голосования. Клисфен – «отец афинской демократии» – считается автором этого наказания. Как это было: каждый год жителей Афин спрашивали, хотят ли они подвергнуть кого-либо остракизму. Если они голосовали «за», то собирались на публичной агоре для проведения выборов. Под наблюдением совета граждане выгравировали имя человека, которого они хотели изгнать из города, на черепке разбитой керамики. Каждый фрагмент был известен как «остракон», откуда и родилось слово «остракизм».
Осколки собирались в урну и подсчитывались. Для признания процесса действительным требовалось не менее 6000 голосов. Затем афинские чиновники сортировали черепки по кучкам, и тот, кто получал больше всего голосов, изгонялся из города. Им давали десять дней на подготовку и предупреждали, что применят высшую степень наказания, если они попытаются вернуться. Наказание длилось десять лет, после чего им разрешалось вернуться в Афины.
Одним из самых известных людей, изгнанных из Афин, был знаменитый политик Фемистокл. Говорят, что власть Фемистокла вскружила ему голову, и он был подвергнут остракизму, чтобы обуздать свое высокомерие. Как объяснял историк Плутарх, остракизм «был не наказанием, а способом умиротворения и смягчения той зависти, которая с удовольствием унижает выдающихся людей, выдыхая свою злобу в этом лишении гражданских прав».
Не только греки подвергались культуре отмены. Например, всем известный Галилео Галилей, итальянский физик, также был подвержен отмене. В 1609 году он создал телескоп и начал изучать Солнечную систему. Итальянский профессор был одним из первых, кто предположил, что Земля вращается вокруг Солнца. К сожалению, не удовлетворившись простой публикацией своих дополнений к уже устоявшейся и принятой церковью теории Коперника, Галилей объявил, что она доказывает неправоту церкви и Библии. Галилей был осужден за ересь и скончался под домашним арестом на своей вилле под Флоренцией.
В истории было много случаев, когда культурой отмены рушились судьбы людей. В Америке, где эта культура имеет огромное влияние, есть те звезды, которые публично высказываются против. Например, Шэрон Стоун выступила против: «Я думаю, что культура отмены — это самая глупая вещь, которую я когда-либо видела. Я думаю, когда люди говорят то, что они чувствуют и имеют в виду, и это оскорбительно для вас, это прекрасная возможность для всех учиться, расти и понимать друг друга», – сказала Стоун ведущей Дженни Хатт в программе «Just Jenny».
В Голливуде, все решается быстро и просто — Перси Хайнса Уайта, сыгравшего в нашумевшем сериале «Уэнсдей» Ксавье, обвинили в сексуальном насилии. Многие девушки заявили, что знали 21-летнего актера во время его учебы в средней школе в Торонто, и утверждают, что описываемые ими инциденты домогательств происходили, когда ему было от 17 до 20 лет. Обвинения были впервые озвучены пользователем @milkievich в посте, где она утверждала, что группа друзей Уайта устраивала вечеринки, на которые они приглашали привлекательных девушек, предлагали им запрещенные вещества и алкоголь, чтобы после уединяться с ними. Девушка утверждала, что Уайт «атаковал» ее на одной из вечеринок, когда она «была слишком пьяна». После ее слов и другие девушки начали выступать с собственными заявлениями против Перси. Хоть потом и выяснилось, что насильственные действия совершал не Перси, а его знакомый, это не помешало общественности добиться снятия актера с роли.
В России подобные общественные движения не имели такого влияния до недавнего времени. Одни из самых ярких и относительно недавних случаев можно назвать скандал с Региной Тодоренко: В интервью она призналась, что не понимает женщин, которые публично рассказывают о пережитом опыте домашнего насилия. «А что ты сделала, чтобы он тебя не бил?» — возмутилась Тодоренко. Заявление ведущей вызвало бурю негодования, в том числе среди ее поклонников. Регину обвинили в оправдании домашнего насилия. В итоге известные бренды расторгли рекламные контракты с ведущей, а журнал Glamour лишил ее премии «Женщина года». Позже Тодоренко принесла извинения и призналась, что сделала заявление из-за неосведомленности о проблеме домашнего насилия. Ведущая выпустила фильм «А что я сделала, чтобы помочь?».
Также не забыт до сих пор Михаил Ефремов, попавший в аварию в 2020 году. Общественность тогда разделилась на два лагеря: одни требовали снять артиста с ролей, другие же просили разделять личность и работу. В театре Современник, где работал Михаил, выпустили заявление: «Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» — Михаилом Ефремовым. Он всегда был и остается неотъемлемой частью театра. Случившееся — огромная трагедия, наша общая боль, которую невозможно выразить. Приносим свои искренние соболезнования семье погибшего Сергея Захарова. Надеемся, что его родным хватит сил и мужества, чтобы пережить утрату и сохранить светлую память о нем. Мы также желаем душевной стойкости Михаилу Ефремову и его родным. В это невероятно сложное время мы хотим попросить всех вас оставаться великодушными, не впадать в крайность осуждения. Трагедия произошла, и повернуть время вспять не удастся, как бы ни хотелось. Нельзя становиться судьями, клеймить или, напротив, оправдывать. Однако очень важно во что бы то ни стало не давать агрессии, негативной энергии разрастаться. Милосердие — это величайший дар. Сегодня в нем нуждается каждый из нас», – взывает в своем заявлении театр «Современник».
Кинопроекты с Ефремовым из прокатов не убрали, поэтому как таковой отмены не произошло. Именно поэтому вопрос о том, нужна ли культура отмены и по каким причинам стоит кого-то отменять остаётся актуальным.