С 3 марта по 14 мая 2023 года в креативном пространстве «Новый Манеж» проходит выставка «17/37. Советская скульптура. Взлет», которая представляет развитие советской скульптуры 1917–1937 годов — периода оживления художественной жизни в двух столицах, регионах и национальных республиках.
Это не просто выставка. Это временной портал. Однако попасть через него можно только в советскую эпоху. И больше никуда. Платформы, на которых стоят скульптуры, оформлены в форме серпа и молота, позволяя гостям окунуться в атмосферу СССР прямо при входе в выставочный зал. Приглушенный свет и тишина дают возможность каждому пришедшему проникнуться искусством ушедшей эпохи.
Выставка охватывает первые 20 лет развития отечественной скульптуры: объединены два десятилетия, что само по себе имеет особый подтекст.
Первое десятилетие искусствоведами признается творчески насыщенным, формально и социально проектным. Второе ― традиционно связано с выработкой канона и затуханием авангардного импульса. Выставка создаёт нелинейную картину скульптурной эволюции.
Кураторам удалось собрать наряду с широко известными вещами, произведения редко экспонировавшиеся, многие годы пребывающие в запасниках.
В музейно-выставочной практике традиционно существуют реперные точки: монументальная пропаганда, скульптурный авангард и стилистический канон. Это важнейшие моменты и они показаны, но по-своему. Обычно этот материал предстает в фотодокументации, проектах, моделях. Здесь же ― аутентичные вещи: «Радищев» Леонида Шервуда впервые покинул запасники Музея архитектуры, «Лассаль» скульптура Синайского не был на экспозициях более 30 лет, а барельеф «Индустрия социализма» Менделевича, созданный для павильона Всесоюзной строительной выставки, удалось захватить в момент окончания реставрационных работ, но перед его возвратом на фасад постконструктивистского здания второй половины 1930-х годов, которое москвичи, исходя из его крестообразного плана, называют «домом самолётом».
Это часть экспозиции даёт понять, как работали эти произведения в реальной городской среде.
Весь охват материала позволяет задуматься о многообразии художественного процесса, о том, как в 1920-е годы сосуществовали авангард и «героический академизм», ар деко, неоклассика и экспрессионизм.
И при этом сложность конфигурации имён и тенденций сохранилась.
В экспозицию входит порядка ста произведений из более чем двадцати российских музеев и частных собраний. Кураторами была проведена большая организационная и исследовательская работа, что и позволило привлечь новый материал и продемонстрировать собственное видение.
Вспомнить таких скульпторов как Николай Абакумцев, Мария Денисова-Щаденко, Лазарь Вайнер, Алексей Тенета, Сергей Чернышев.
В рамках выставки готовится масштабное издание, в которое войдут статьи целого коллектива авторов. Издание отразит не только содержание выставки, но и станет крупным исследовательским проектом, способным дать новую планку понимания процессов в отечественной пластике конца 1910-1930-х годов.
Структура экспозиции отсылает к архитектуре 1920-х с ее символическими коннотациями планов ― серп и молот, звезда и так далее. Здесь есть и функциональный подтекст: удобная, направляющая внимание зрителей организация выставочного нарратива.