Наши любимые кадеты
“Максимки” и “Сыны полка”, девчонки – медсёстры и радистки… Деревенские подростки – неприметные “оборванцы” с опалёнными войной лицами, что несут секретные сведения для партизан иль пионеры-герои, смотрящие в лицо карателям. Всё это простые ребята, ” вживую” прошедшие военную науку в нашей далёкой истории, а ныне облачённые в форму кадет и суворовцев, воспитывающиеся в военных училищах.
Кадетское и юнармейское движение восстанавливает сейчас лучшие традиции российского воинства!
Рассказывать о кадетах, делать с ними фото или видео, вникать в тонкости ребячьей, но уже необычно оформленной их жизни – очень познавательно. Видя юных в Почётном карауле у Вечного огня, в парадном строю или на кадетском балу, невольно восхитишься строгостью движений, чёткостью шага, красотой улыбок. Что ни говори, а кадетская форма делает подтянутыми, аккуратными; под беретами и бескозырками лица выглядят серьёзными и ответственными. Но самое главное, что читается в их глазах – гордость за своё Отечество! Может быть, это и есть тот патриотизм, который выковывался в нас веками – в Суворовских походах и Ушаковских морских сражениях, в Отечественных войнах и мировых противостояниях – когда и родились знаменитые слова: ” У России два союзника – Армия и Флот”. Слова, которые впоследствии подтвердились не единожды, увенчав наших союзников славой.
Молодые военные — это не только кадеты. По зову сердца, а иногда и с помощью родителей, мальчишки и девчонки выбирают специализацию “Кадетский класс” в школе. Но многие идут прямиком в Кадетские корпуса и Суворовские училища Министерства Обороны, чтобы затем целенаправленно выбрать военный вуз. В России сейчас 9 кадетских корпусов и 7 президентских кадетских училищ, а также множество профилированных кадетских классов в общеобразовательных школах. К слову, военными себя считают не только вышеозначенные молодые люди, но также и юнармейцы и ДОСААФовцы, в былые времена – Осоавиахимовцы. Именно в Осоавиахим приходила молодёжь СССР на заре 30-40х, чтобы “покорить небо”, снайперские цели и морские просторы. Можно сказать, Осоавиахим был настоящей кузницей мастеров военного дела, будь то юноши или девушки. Например, Герой Советского Союза, Б.С. Окрестин, направивший свой горящий самолёт во вражескую колонну техники. Позже в нему примкнули пионерская и комсомольская организации СССР – прообразы нынешней Юнармии.
Наш экскурс в кадетское образование сегодня привёл в ГБОУ 1619 г. Москвы им. М.И. Цветаевой. Здесь учатся порядка 120 кадет, начиная с 7к класса.
Для молодого воинского братства выделен корпус “Севастополь”, где учатся морские кадеты, носящие на своих погонах аббревиатуру МКК – Морской Кадетский корпус, а также сухопутные кадеты и юнармейцы.
“Поступая на обучение в кадетский класс, новички сперва проходят ” испытательный срок” – примерно два месяца, – рассказывает тьютор моряков капитан 2 ранга Н.Н. Николаев. – За это время они адаптируются, начинают понимать, что такое воинская “дисциплина”, честь Знамени, строй и шаг, что такое воинский Устав. За это время мы ждём от них одного- готовности к обучению далее. Если такой готовности не наблюдается, в том числе, моральной, то ребятам будет непросто продолжать обучение, так как здесь нужны такие качества, как определённый /боевой/ душевный настрой, целеустремлённость и хорошая физическая подготовка. Практика показывает, что почти все кадеты, выбравшие учиться в нашем классе, остаются в нём и далее. Все кадеты имеют у нас звание “матрос”, и только ” дослужившиеся” – “старший матрос” или даже “сержант”. Все кадеты за хорошую службу могут быть награждены медалями”.
“Какие внешкольные мероприятия проводятся для кадет и есть ли у вас шефы”? – продолжаю интервью, зная, что Николай Николаевич чуть ли не еженедельно ведёт своих воспитанников в культпоходы.
“Конечно, есть шефы! Это войсковая часть, а также другие организации – Юнармия, Академия водного транспорта, клуб Патриот – спорт, клуб кадет – суворовцев г. Москвы и Движение поддержки флота. Мы посещаем Музей Победы на Поклонной горе и стоим в Почётном карауле у Вечного огня. В музеях Вооруженных сил Российской Федерации ребята изучают разные виды войск. В ноябре, например, были в музее ФПС ФСБ России. А на праздник основания ВМФ России сделали для кадет авторский концерт А.В. Алёшина и капитана 1 ранга, Г.П. Толузакова.
Следующий вопрос приводит нас на торжественное событие “Кадетская клятва” в Музее Победы. В обстановке “пред лицем товарищей” воспитанник клянётся быть настоящим патриотом, стоять на защите Родины, проявляя свои лучшие качества!”
Такое мероприятие проводится раз в год под руководством директора школы Е.А. Скуднова. В мероприятии участвуют классные руководители, родители и почётные гости – сегодня это Руководитель аппарата межрегиональной Общественной Организации “Клуб героев Советского Союза и Российской Федерации” контр-адмирал И.Н. Козлов.
“Кадетская Клятва – такое же важное событие для кадета, как и Присяга для военнослужащего. Она укрепляет моральный дух, побуждает кадета к осознанию государственной ответственности, которая на нём лежит. Ведь воинское дело – далеко не из лёгких, оно требует целенаправленной подготовки, прежде всего, идеологической, у личного состава!” – говорит Илья Николаевич. “Будучи командиром подводной лодки в составе Краснознамённого Северного Флота СССР, я хорошо понимаю, насколько крепкий дух и выносливость должны быть у моряков, стараюсь им это передать!”
“После Клятвы ребята становятся гораздо более серьёзными, начинают понимать, что за ними Родина, а это значит не просто “государство”, а именно – люди. Они учатся быть защитниками матерей, младших, старших, народного достояния. В число занятий кадет входят строевая, огневая подготовки, информирование о событиях в мире, в старших классах ” профилирование по морскому делу.” – продолжает Н.Н. Николаев. – Кадета нужно растить с детства: если семья воспитывает ребёнка в духе защитника, то позже школа и кадетство дадут хороший, правильный результат!”
Кадеты, суворовцы, юнармейцы — это целая российская и советская традиция, в арсенале которой разные виды воинского взаимодействия. Здесь ритуалы Выноса Знамени, Почётного Караула, кадетский Устав, правила ношения формы, соблюдение традиций образования и просветительской деятельности кадет, а также кадетский Бальный этикет.
“Наша школа стремится культивировать такие традиции. В частности, давний обычай Кадетских балов” – рассказывает Т.А. Кукота, педагог – организатор Кадетского Бала в Школе 1619. Танцы, которые ребята изучают здесь, являются основой кадетского бального этикета, а именно “вальс”, “Па- де грасс”, “па-зе-фир”. Кроме того, мы практикуем уникальное явление – фигурную маршировку, во время которой ребята сочетают элементы танца и марша. К слову сказать, весь наш дружный коллектив увлечён балом кадет – от педагогов разных специальностей до офицеров- тьюторов! Так как это традиции! Традиции!! Традиции!!! – и её голос вторит музыке в ритме вальса, улетающего вслед за шелковыми платьями, лампасами и белыми перчатками…
Кадетские балы – красивая традиция не только в России. В недавней беседе с А.О. Осиповым, начальником отдела по идеологической работе прославленного Минского Суворовского училища, также замечательно раскрылась тема бального этикета в Минском СВУ. Минские суворовцы посещают разные мероприятия в России, в частности, фестиваль” Кадетский взгляд ” в Санкт- Петербурге, где также участвуют в таких светских раутах: ведь Бал – не “дискотека”, это – воплощение красоты, изысканности и стиля отечественного воинства, образованности и манер воспитанников и воспитанниц, образец культуры в целом! На балах обычно проводятся соревнования в остроумии, ловкости и сообразительности, в разных умениях – например, стучать морзянку или плести морские узлы. Славное имя А.В. Суворова объединяет воинскую молодёжь и, несомненно, является ориентиром для установления тёплых дружеских связей между воспитанниками обеих стран!
Кадетское движение, когда- то, начавшись с французской традиции подготовки молодых воинов “cadet”, выросло в серьёзное и успешное воинское братство, дающее молодым людям настоящую “путёвку в жизнь”. Статус ” Кадет” — это не только “посвящение в воинское сословие” — это и ещё и поддержка высокого статуса воинства в целом, статуса защитника Родины- матери, солдата. События перелома конца 20го- начала 21 века, наслоившись друг на друга, смогли поколебать сей статус – из- за разрушения инфраструктуры и объектов армии, множественных изменений экономического и культурного плана в России и других государствах, ранее составлявших неделимую армию СССР. Но, хочется верить, никакие пертурбации не смогли затмить Вечного огня Воинской Славы и вечного хранения Воинской чести – тех принципов, которые преподают молодым бывалые военные, имеющие хорошую профессиональную закалку – педагоги! Ведь именно преемственность — это та нерушимая традиция, которая испокон веку хранит в себе память о великих подвигах наших героев, их таланте, мастерстве и жизненном пути, традиция, позволяющая написать знатную историю нашего государства в мировой Книге добрососедства, уважения и взаимопонимания.
***
Примечание:
* “Максимка” – повесть М. Станюковича из сборника “Морские рассказы”
* “Сын полка” – повесть В.П. Катаева
* “Пионеры- герои” – книга, Минск, 1974
Материалы предоставлены ИА “Одна Москва”