Постер к м\ф гипнэротомахия
Зачастую можно столкнуться с мнением, что анимация предназначается исключительно для юного зрителя. Однако, это утверждение не совсем верное. Роберт Саакянц — родоначальник армянской мультипликации никогда не рассматривал её как нечто существующее специально для детей. Он считал, что посмотреть её может каждый. Зрители юного возраста являются целевой аудиторией большинства мультипликационных работ, поэтому картину стараются не усложнять, не добавлять глубинных смыслов и лишних подтекстов.
Но всё же в стране появлялись мультфильмы, которые были способны удивить «взрослостью» поднимаемых тем и оригинальным подходом к режиссуре и визуальной составляющей. Контекст и смысл советской психоделической анимации самого интересного периода – оттепели. Времени ослабления цензуры, различных ограничений. Когда авторы почувствовали, что руки наконец развязаны. Но все еще говорили вкрадчиво, аккуратно, на языке метафор.
Следствие ведут колобки
В 1987 году студия «Экран» во главе с режиссерами Александром Татарским и Игорем Ковалевым совершили революцию визуального стиля в отечественной мультипликации, создав мультфильм «Следствие ведут колобки». Некоторые авторские приемы, по словам мультипликаторов, были просто на грани провала. Постановка света, создание расфокусированных кадров в нужных местах и немного грязное изображение, которое получалось в результате нанесения художественных штрихов. И, если штрихов больше, чем нужно, то картина выглядит жутковато.
В мультфильме речь идет о городе, в котором живет пара сумасшедших колобков-детективов, расследующих похищение полосатого слона.
Наваждение
Концепция этого произведения яснее, потому что здесь хотя бы возможно выделить сюжет, и понять, о чем картина. Пластилиновый мультфильм Ольги Розовской и Валерия Пугашкина, созданный в 1989 году по мотивам украинской народной сказки, которая на родине наиболее известна под названием «Язиката Хвеська». Идея довольно простая – рассказ о том, как главный герой пытается осуществить аферу над окружающими. Вот только авторы оригинальной сказки точно не ожидали, что по их произведению снимут пугающий мультфильм, который ребёнку лучше вообще не видеть.
Его жена курица
В 1988 году режиссеры Александр Татарский, Игорь Ковалев и продюсер Александр Прохоров открыли первую в СССР независимую анимационную студию «Пилот», известную по различным психоделическим работам, выпущенным в 90-х годах. Их стиль трудно перепутать: карикатурность и абсурдность разворачивающегося сюжета вкупе с довольно грязной анимацией и чувством юмора на грани приличия.
Спустя долгое время совместной работы, Ковалев захотел сделать авторский мультфильм. Так появилась «Его жена курица». Само повествование бессловесно и абсурдно. В интернете ему не могут найти единого объяснения. То, что творится на экране, назвать иначе, чем тарабарщиной не удаётся: человек с синим лицом и в тюремно-полосатой пижаме идиллически сожительствует с курицей, у них есть домашняя гусеница с головой человека, граммофон, который использует вместо иглы заводную машинку. Ощущается присутствие сексуального подтекста, особенно явно оно выражается в демонстрация фаллических символов практически на минуту экранного времени. Этот мультфильм – неплохая метафора на семейные отношения.
«Его жена курица» был номинирован на золотую пальмовую ветвь как лучший короткометражный фильм, получил две награды на других фестивалях и вошел в топ-50 мультфильмов созданных между 60-м и 2010-м годом по версии международной ассоциации анимационного кино. Благодаря этому мультфильму Игоря Ковалева заметили в штатах и пригласили на встречу в студию “Disney”. Ковалев переехал в США, сотрудничал с «Симпсонами» и работал над «Настоящими монстрами». В 2010 он вернулся в Россию и до сих пор продолжает работать над разными авторскими и коммерческими проектами.
Гипнэратомахия
Чуть позже, в 1992 году, Пилот выпустила мультфильм «гипнэратомахия». Это режиссёрский дебют Андрея Свислоцкого, который ранее выступал только как художник-мультипликатор. Этот мультфильм не просто тяжелый для зрительского понимания, а намеренно нагнетающий. Мужчина засыпает в переживаниях о разлуке со своей любовью. Состояние героя отражается на его сне: он попадает в сюрреалистический потусторонний мир, в котором орда безумствующих монстров слилась в одно единое целое. Дьявольские образы в синтезе с соответствующим музыкальным сопровождением могут привести зрителя в ужас.
5/4
Нельзя не упомянуть один из самых узнаваемых сюрреалистических стилей. Он принадлежит русскому художнику-мультипликатору Ивану Максимову. Герои всех его мультиков – минималистично нарисованные милые существа. Сюжет, как и стиль, у Максимова – простой. Его дипломная работа «пять четвертей» (5/4) имеет простейшую историю: свободно летающая субстанция наблюдает за жизнью других себе подобных, те бесконечно повторяют одни и те же бессмысленные действия, вроде плевания в мишень, забивание и выдергивание гвоздей, сбрасывание камней, а критической точкой становится то, что одно из существ просто выливает воду в пропасть. Все действие происходит под мелодичный джазовый аккомпанемент. Собственно, отсюда и название «5/4». Джаз содержит именно такие тактовые размеры и этот мультфильм, наверное, единственный из подборки который можно показать детям без риска для их психики.
Картина просто изображает нашу жизнь. Зритель имеет возможность узнать себя в какой-то из сущностей. Простая и тонкая работа, стержнем которой является гениальная музыка квартета Брубека.
Ветер
Мультфильм о солдате военного полигона, которого одолевают фантастические видения. Выпущенный родоначальником армянской мультипликации Робертом Саакянцом в 1987 году. Этот мультфильм даже визуально отличается от привычного стиля Саакянца. Холодная цветовая палитра, преувеличенная штриховка и детализация, вытянутые и непропорциональные фигуры персонажей. Серьезная социально-политическая работа.
Снять «антиядерный» мультфильм о служащем полигона, которого на рабочем месте посещают странные видения, Саакянца подтолкнули недавняя холодная война и еще совсем свежая чернобыльская катастрофа. Добавьте сюда многоглазых мутантов, зубастые ботинки, портреты Сталина и распадающихся в прах от ядерного ветра ракетных пусковиков. Между тем серьезности добавляет и происходящий на экране нонсенс: офицер с голыми грудями на спине, зубастые ботинки, уборщица прямиком из потустороннего мира, употребление наркотиков одним из военных, надувная женщина с небритой промежностью и так далее. Одним словом – сюрреализм. К счастью, ни одна последующая работа Саакянца не была такой же мрачной и безрадостной.
Ознакомиться с этим произведением стоит хотя бы по той причине, что оно было сделано на замечательной киностудии «Арменфильм».
Потец
Множество мультфильмов той эпохи снято творческим объединением «Экран». При его же поддержке режиссер и мультипликатор Александр Федулов в 1992 экранизировал до этого запрещенное цензурой стихотворение советского поэта Александра Введенского. Называлось стихотворение «Потец». Сам поэт принадлежал к объединению «реального» искусства ОБЭРИУ. ОБЭРИУты стремились уйти от привычных изобразительных форм в искусстве и от привычной логики повествования. А к моменту создания «Потца» Федулов уже сформировал собственный сюрреалистический стиль анимации. В его последних мультфильмах пропорции пространства смотрятся искаженными, а черты людей какими-то недружелюбными и отталкивающими из-за своей резкости, что по понятным причинам представляет собой полную противоположность классической анимации. То есть, как ОБЭРИУты нарушали все правила логики, так и Федулов нарушил правила анимации и изображения объектов в принципе. Идеальная совместимость. Так и получился «Потец».
«Обнародуй нам, отец, что такое есть потец?»
– так начинается абсурдистская поэма. Мультфильм был несколько раз показан по телевидению в начале 90-х годов, после чего до 2008 года был недоступен простому зрителю. Благодаря усилиям энтузиастов «Потец» был оцифрован и выложен в интернет.
Страсти-мордасти
Альманах из трех историй от студии «Укранимафильм». Тут есть всё: слэшер с парой перчаток-убийц и пытающимся от неё спастись куском говядины, фантастический комедийный хоррор с чудаковатыми монстрами и леденящая душу версия народной сказки про Колобка. Какого-то скрытого смысла или подтекста в них нет: основная задача — шокировать зрителя. «Страсти-мордасти» с этим отлично справляются, хотя порой и вызывают смех.
Все мы знаем любимую с детства классику – добрые мультфильмы про Карлсона, приключения в Простоквашино и так далее. Однако в реальности, подобных детских шедевров не очень-то и много, и, как оказалось всякого устрашающего контента в советском союзе делали намного больше. Многие из них казались сумасшедшими абстрактными зарисовками, совершенно не ценились, поэтому были потеряны в истории. Но другие получали награды на фестивалях и показывались на телевидении.