Картина Ивана Крамского «Русалки»

Почему колдуны дружили с царями? Как древние лечили болезни? Способствовали ли русские появлению экзорцизма?

 Славянская мифология весьма уникальна. Ее главное отличие в том, что языческие верования нигде не записывались. До принятия христианства у славян не было письменности. А в христианской Руси упоминать их можно было только чтобы опорочить. Мифология существовала в форме устных преданий. Поэтому тяжело описывать мифологию славян как цельную систему. 

Глупо отрицать, что предки всех современных индоевропейцев не были язычниками. Они действительно поклонялись многим различным богам, у которых и просили сил, здоровья и защиты. Из фольклора мы узнаем предание славян о сотворении мира и человека, о Белбоге (Свароге), его жене Диве, Чернобоге, Перуне, Стрибоге, и многих других. Помимо божеств славянская мифология до краев наполнена разнообразными духами, в число которых входят лешие, домовые, русалки и Баба-Яга. 

В Древней Руси, как и во многих других странах и цивилизациях, не было единого понятия о колдунах. Магией занималось большое количество людей, которые сами выбирали вектор своей деятельности. Ситуация очень схожа с современной «Битвой экстрасенсов», где можно увидеть не только ведьм, но и целителей, ясновидящих, некромантов и т.д. Тем не менее, древние люди понятия не имели о терминах, указанных выше, потому названия их «профессий» звучат немного иначе.

Андрей Шишкин «Волхв»

Магической силой в Древней Руси обладали волхвы – языческие жрецы. По поверьям они были темными колдунами, которых простые люди старательно избегали. Волхвы могли предсказывать судьбу, насылать мор, губить урожай, превращать людей в животных, намеренно портить отношения между людьми. Работали они с помощью обрядов и заклинаний, также занимались звездочтением, изготавливали снадобья из трав. Принято было считать, что волхвы – оборотни, у которых есть две души – первая бесовская и вторая – человеческая. И, хотя народ старательно избегал этих людей, волхвы составляли особый социальный слой и зачастую имели большое уважение у царей, которые обращались к ним за магической помощью. 

Женской версией волхвов являются ведьмы, которые занимались тем же самым, что и колдуны. Получить свою силу ведунья могла по наследству или добровольно при договоре с нечистой силой. Хотя ведьм люди описывали горбатыми и усатыми старухами, по сути, те же люди знали, что этот образ является исключительно сказочным и используется исключительно для красного слова. 

Русский писатель и этнограф Владимир Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» описывал их так: “Ведьма тем разнится от всех предыдущих баснословных лиц, что она живет между людьми и, ничем не отличаясь днем от обыкновенных баб или старых девок, кроме небольшого хвостика, ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку и в этом наряде, верхом на помеле, венике или ухвате отправляется через трубу на вольный свет, либо по воздуху, либо до Лысой горы, либо доить или портить чужих коров, портить молодцов, девок и проч.”.

Михаил Клодт «Колдунья»

Знахари – одни из немногих «магов», которых почитал простой народ. Это происходило неспроста, ведь целители были сравни врачам в наше время. Эти люди занимались не только лечением болезней, но также и бессонницы у детей, душевных расстройств, а иногда исцеляли человека от любовных мук. Знахари читали заговоры и использовали в своих ритуалах магические травы. Одной из таких была Адамова голова – растение, которое собирали в ночь на Ивана Купала. С помощью него знахарь мог разглядеть нечисть, а также способствовать облегчению тяжелых родов и затягиванию ран. Помимо трав в обиходе целителей были и другие лечебные атрибуты, например амулеты для профилактики болезней, представляющие собой ножи, ложки или фигуры животных. Также в арсенале у знахарей имелись лечебники и зелейники – энциклопедии о человеческой анатомии, возможных болезнях и способах поддержания здоровья больного, а также и другие магические атрибуты, такие как святая вода, деготь, сало, редька и многое другое. 

Были распространены и магические методы лечения. Например, опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.

Кликушами селяне называли замужних женщин, в которых вселились бесы. Кликушество, по сути, является древнерусской аналогией популярной на западе одержимости демоном. Девушки, страдающие этим недугом, как писал Даль, – “Юродивые, одержимые бесом, кои, по старинному обычаю, показывают штуки свои преимущественно по воскресеньям, на погосте или паперти церковной. Они мечутся, падают, подкатывают очи под лоб, кричат и вопят не своим голосом”. 

Кликуши, как правило, не приносили вреда, потому народ относился к ним снисходительно и с жалостью, как к неизлечимым больным. Однако к их крикам прислушивались, ведь они считались предсказаниями.

Григорий Мясоедов «Знахарь»

Помимо всех колдунов и ведьм на Руси также считали магами ремесленников, отчего очень уважительно относились к ним и к их работе. По поверьям, мастер, которому недоплатили, мог наслать на дом виновных мор и порчу. 

В целом жизнь древних славян можно назвать увлекательной. Наши предки точно знали, как нескучно провести праздник, собрать урожай, родить ребенка и похоронить умершего. Порой становится даже обидно, что в наше время эти ритуалы утратили свою ценность.