Суббота, 4 февраля, 2023
ДомойИсторияПо станциям московского метро

По станциям московского метро

Московский метрополитен — один из самых популярных туристических объектов столицы. Многие станции славятся богатым украшением эпохи социалистического реализма и признаны мировыми архитектурными шедеврами.

Москва активно прирастает новыми станциями, их оборудуют для маломобильных граждан и оснащают современными информационными стойками и удобной навигацией.

Сегодня московское метро занимает первое место в мире по количеству пассажиров. С 1935 года это основной способ путешествовать по столице. Радиально-кольцевая структура метро воспроизводит исторически сложившуюся планировку города. Самые популярные станции среди туристов: Площадь Революции, Новослободская, Маяковская, Комсомольская, Киевская, Новокузнецкая и многие другие. Лучшие дизайнеры и художники своего времени работали над их дизайном.

Станция метро «Киевская» (кольцевая)

Одна из самых красивых станций Московского метрополитена, украшенная мозаичными панно из смальты и ценных пород камня, тематика которых связана с историей Украины и дружбы украинского и русского народов.

Проект выполнен киевскими зодчими и был выбран из семидесяти трех работ, представленных на конкурс, объявленный лично Н.С. Хрущевым.

Станция получила название в честь Киевского вокзала. В 1954 году она замкнула строившуюся Кольцевую линию Московского метрополитена. На архитектурный проект станции был объявлен конкурс, по его результатам победу одержали киевляне. Группой строителей руководил действительный член Академии архитектуры Украинской ССР Е.И. Катонин.

Станция имеет два вестибюля: южный (наземный) – совмещенный со станцией Арбатско-Покровской линии, и северный (подземный), общий со станцией Филевской линии.

Кассовые залы расположены в реконструированном цокольном этаже вокзала. Эскалаторный зал представляет собой полукруглый атриум Восемь колонн зала с коринфскими капителями несут антаблемент, над которым находится купол. Зал освещается лампами за карнизом. Стену зала за колоннами украшает мозаичный фриз «Торжество людей Советской Украины» Г.И. Опрышко. На нем счастливые украинцы несут к гербу Советской Украины плоды своих трудов.

Художественное оформление станции посвящено теме дружбы русского и украинского народа. Пилоны станции плавно переходят в своды центрального и боковых залов и межпилонных проходов. К постаментам пилонов в зале и на платформах приставлены диваны на мраморных основаниях. Центральный зал перекрыт изящным белым сводом. Межпилонные проходы окаймлены лепным жгутом, характерным для украинской архитектуры XVII века. Путевые стены облицованы светлым мрамором. Станционные залы освещают богато украшенные золотистые люстры.

18 пилонов украшены абстрактно-растительными орнаментами, а также мозаичными панно из смальты и ценных пород, тематика которых связана с историей Украины и дружбы украинского и русского народов (художник А.В.Мизин). Они находятся на пилонах со стороны центрального зала. Панно ограничены сложными рамками, которые окаймляются широким лепным орнаментом по национальным украинским мотивам (стилизованные колосья, бутоны, листья, гирлянды). Под каждым панно размещён стилизованный мраморный свиток с названием.

На одной из мозаик – «Борьба за Советскую власть на Украине» – изображен партизан, использующий переносной телефон на базе штабного телефона FF-17, который производился с 1910 по 1920 год в Германии. Тяжелую трубку телефона партизан держит двумя руками. Некоторые современные пассажиры принимают аппарат за мобильный телефон, КПК и ноутбук.

Станция метро «Площадь Революции»

Одна из центральных станций Московского метрополитена с выдающейся архитектурой.

На станции установлено 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Скульптуры были выполнены в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом под руководством скульптора М. Г. Манизера. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а два – дважды).

Станция была открыта в 1938 году. Название получила в честь одноименной площади, на которую выходит один их выходов. Имеет переход на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии и общий с ней вестибюль.

Конструкция станции – пилонная трехсводчатая глубокого заложения (глубина – 34 метра). Построена по типовому проекту второй очереди Московского метрополитена. Станция имеет два наземных вестибюля. Западный, находящийся на площади Революции и общий со станцией «Театральная», был открыт вместе со станцией 13 марта 1938 года. Восточный вестибюль в Богоявленском переулке открылся 21 декабря 1947 года.

С 8 декабря 2008 года по 29 марта 2010 года восточный вестибюль был закрыт на реконструкцию. К открытию вестибюля были выпущены памятные билеты.

Народная молва приписывает скульптурам станции «Площадь Революции» определённые магические свойства, в связи с чем постепенно сложились некоторые поверья. Например, если ранним утром потрогать флажок в руках у сигнальщика с «Марата», день будет удачным. Впоследствии такое же поверье сложилось и о нагане революционного матроса, поэтому его постоянно воруют. Тем, кто собирается на свидание, советуют коснуться туфельки бронзовой девушки, однако ни в коем случае нельзя тереть бронзового петуха, а тем более трогать его клюв. Студенты говорят, что верная примета сдать экзамен – потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой»; в итоге носы и половина морды у всех собак натёрты до блеска.

Станция метро «Арбатская»

Одна из самых красивых станции московской подземки. Декоративное убранство станции выполнено в стиле барокко.

«Арбатская» – одна из самых длинных станций московского метро, длиннее только «Воробьевы горы». Из-за такой протяженности создается ощущение зрительно бесконечной перспективы.

Станция была открыта в апреле 1953 года в составе участка «Киевская» – «Площадь Революции». 

Решение о строительстве станции было принято после того, как в участок мелкого заложения «Арбатская» – «Смоленская» (современной Филевской линии) во время Великой Отечественной войны попала бомба. Так как московское метро – объект стратегического значения, существование такого уязвимого места было недопустимо. Поэтому построили новый участок, глубокого заложения, дублирующий старый – от «Площади революции» до «Киевской». Открылась «Арбатская» с одним наземным вестибюлем, стоящем в 100 метрах от вестибюля станции «Арбатская» Филевской линии, а между ними находился фонтан. Однако в 1970‑х годах началось строительство здания Генерального штаба министерства обороны, этот наземный павильон был поглощён новым сооружением и оказался в его атриуме. Старые вход и выход замуровали, а новые были встроены в здание со стороны улицы Воздвиженка.

Станция метро «Маяковская»

Станция московского метро, созданная в эпоху «сталинского ампира», воспринимается достаточно авангардной и может быть причислена к стилю ар-деко.

«Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона».

Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле.

Открыта «Маяковская» 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена.

Это трехсводчатая станция с двумя рядами колонн. Каждый свод эллипсовидный в сечении — так же, как и арки. В своде центрального нефа — 34 овальные ниши, внутри которых находятся лампы освещения и мозаичные панно из смальты. Делались они по эскизам А. Дейнеки из цикла «Авиация». Колонны и арки покрыты нержавеющей сталью. В целом, станция, созданная в эпоху «сталинского ампира», воспринимается достаточно авангардной и может быть причислена к стилю ар-деко.

Одним из недостатков архитектурного оформления станции можно считать то, что мозаики расположены глубоко в нишах и заметны только тогда, когда стоишь под ними. Поэтому ниши в перспективе станции воспринимаются лишь как элементы освещения. Тем не менее, художественные и конструктивные достоинства «Маяковской» были оценены уже через год после постройки: в 1939 г. проект получает Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В годы войны станция служила бомбоубежищем, а 6 сентября 1941 г. здесь на заседании Московского съезда депутатов, которое транслировалось по радио, выступил Сталин.

Интересно, что изначально проект станции носил название «Триумфальная площадь», но в 1936 г. саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского». Так и должна была называться эта станция, но в конечном итоге решили остановиться на более простом и кратком названии — «Маяковская».

Станция метро «Новослободская»

Станция московского метро, знаменитая своими живописными витражами, для создания которых были использованы стекла из Кафедрального Собора в Риге, которые предназначались для костёлов.

Новослободская» – последняя из пяти станций метро, спроектированных Алексеем Николаевичем Душкиным, одним из самых интересных архитекторов периода сталинского ампира.

Станция была открыта 30 января 1952 года в составе четвертой очереди строительства Московского метро – строительства Кольцевой линии. 

«Новослободская» – пилонная станция глубокого заложения. Пилоны станции плавно переходят в своды. В центре каждого пилона находится арочный витраж, подсвеченный изнутри. Благодаря этому пилоны зрительно растворяются в многочисленных арках витражей и арочных проходах к перонным залам. Чередование полуциркульных и килевидных завершений разного размера с латунной окантовкой создает сказочную ритмическую композицию, манящую зрителя к главному украшению – смальтовому панно «Мир во всем мире» на торцевой стене. Оно создано художником Павлом Кориным и изображает мать с младенцем, который тянет руки к голубю.

Витражи в пилонах были созданы также по эскизам Корина, но уже латвийскими мастерами. Интересно, что для этого были использованы стекла из Кафедрального Собора в Риге, которые предназначались для костёлов. На 32 витражах изображены цветы в вазах, сказочные растения и прекрасные птицы. В верхней части каждого витража – по медальону. Шесть из них посвящены советской интеллигенции: музыкант, агроном, географ, художник, энергетик и, конечно же, архитектор. На остальных 26 медальонах изображены замысловатые геометрические узоры.

Освещение станции задумано не только сверху, но и сбоку – через светящиеся витражи. Тарелкообразные люстры не давали много света: по замыслу Душкина, это должна быть «станция-грот». К сожалению, при реставрации 2003 года лампы заменили на более мощные. А вот точно такие же люстры можно увидеть на станции «Площадь Восстания» Санкт-Петербургского Метрополитена.

«Новослободская» имеет один наземный вестибюль. Он выполнен в стиле античной храмовой архитектуры. Круглый в плане павильон с пилястрами оформлен глубоким прямоугольным портиком. В нем шесть колонн: круглые в центральной части и две квадратные по краям. Все колонны и пилястры каннелированные.

Станция метро «Проспект мира» (кольцевая)

Одна из самых красивых станций московской подземки. Ее художественное оформление посвящено теме развития сельского хозяйства в СССР.

Станция метро «Проспект мира» является одной из самых популярных для посещения среди туристов, приезжающих в столицу. До 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ).

Дата открытия кольцевой станции «Проспект мира»: 30.01.1952. До 20 июня 1966 года эта станция метро носила название «Ботанический сад». 

Конструкция станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения, построена по типовому проекту. Архитекторы: В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус. Инженер-конструктор: Б.М. Прикот.

В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии. Наземный вестибюль встроен в многоэтажное жилое здание на проспекте Мира. Фасад вестибюля украшен скульптурами и оригинальными часами, внутри – смальтовое панно «Матери мира» художника А.Н.Кузнецова.

Название получила в честь проспекта Мира, в самом начале которого расположена станция.

Станция метро «Новокузнецкая»

Станция московского метро, которая знаменита своими оригинальными мозаичными панно и барельефами с изображением Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.

Барельефы на стенах станции – это фактические иллюстрации к знаменитой речи Сталина 7 ноября 1941 года, а мозаичные панно, расположенные на своде станционного зала, собирались в блокадном Ленинграде.

Станция была открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на действующем участке «Театральная» — «Автозаводская» в 1943 году. 

Проектное название станции: Клементовский переулок. Название станции первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая».

Барельефы на стенах станции – это фактические иллюстрации к знаменитой речи Сталина 7 ноября 1941 года – здесь представлены портреты Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, рельефы с изображением красноармейцев и краснофлотцев, рабочих, работников интеллигентного труда и, наконец, «победоносное знамя великого Ленина». Архитекторы, создавшие проект станции – супруги Н.Быкова и И.Таранов. Консультировал их Иван Жолтовский.

Мозаичные панно, расположенные на своде станционного зала, собирал художник В. А. Фролов в блокадном Ленинграде. Работа началась перед войной, а завершена была в 1942 году. Мозаики были вывезены на Большую землю баржей через Ладожское озеро под обстрелом немцев.

Станция метро «Комсомольская» (радиальная)

Станция московского метро, которая открылась в 1935 году в составе первой очереди строительства столичной подземки.

Одна из самых первых станций московского метро. Ее оформление иллюстрирует тему «Метрострой – ударная комсомольская стройка».

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди московского метро. Название дано по Комсомольской площади.

Оформление станции иллюстрирует тему «Метрострой – ударная комсомольская стройка». Капители колонн, поддерживающих кессонированное перекрытие станции, содержат в себе эмблему КИМ – Коммунистический интернационал молодежи.

Стены аванзала, оформляющие проход к северному вестибюлю, украшены майоликовым панно «Проходка шахты». Таких панно было запланировано четыре: «Проходка шахты», «Работа в МТС», «Шествие метростроевцев», «Колхозный труд» — по два на каждый аванзал, но реализовано было только одно. Его выполнил художник Е.Е. Лансере.

Интересно оформлен и полукруглый потолок аванзала. Его поддерживает массивная колонна, капителью у которой является лепнина с серпами, молотами, колосьями, звездами – все вместе это напоминает герб СССР.

Для Комсомольской было сооружено два вестибюля. Один из них (южный) был встроен в Казанский вокзал. Его открытие состоялось лишь в 1936 году. Позднее вестибюль реконструировали и заново открыли только в 1959 году.

Северный вестибюль, расположенный между Ярославским и Ленинградским вокзалом не сохранился, он был разобран в самом конце 1940-х для постройки на его месте большого помпезного вестибюля Кольцевой линии метро.

Станция метро «Таганская» (кольцевая)

Станция московского метро, украшенная майоликовыми с позолотой панно, изображающими воинов Советской армии, и медальонами с героями истории России.

Одна из самых популярных станций столичной подземки среди туристов. Примечательна тем, что над ее залом расположена церковь Святителя Николая.

Станция метро «Таганская» кольцевой линии открылась в январе 1950 года и была названа по одноименным площади и улице.

Пилоны центрального зала покрыты светлым мрамором и украшены майоликовыми с позолотой панно, изображающими воинов Советской армии. В центре этих композиций находятся круглые медальоны с профилями бойцов Красной Армии и со знаками различия видов войск. Среди них: моряки, танкисты, артиллеристы, летчики, кавалеристы, пехотинцы, железнодорожники, партизаны. Между медальоном и надписью — изображение соответствующего оружия и боевых сцен. Вокруг главного медальона размещаются малые с изображениями героев истории России.

В центре станции расположены лестницы, ведущие на станцию «Марксистская» Калининской линии.

Над залом расположена церковь Святителя Николая. В 1944 году, при строительстве станции метро «Таганская» и перестройки Таганской площади была предпринята попытка разрушить храм, были уничтожены главы и верхушка колокольни, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры.

Станция метро «Воробьёвы горы»

Самая длинная станция столичного метрополитена, оформленная в современном стиле и расположенная над рекой.

Это первая в России станция метро, которая находится на мосту над рекой, также оснащенная витринами с предметными экспозициями из собраний самых разных музеев страны

Станция метро «Воробьёвы горы» на Сокольнической линии открылась 12 января 1959 года. 

До 12 мая 1999 года эта станция называлась «Ленинские горы», а нынешнее название получила по историческому одноименному району. Местность на юго-западе Москвы представляет собой высокий правый берег реки Москвы, который, в свою очередь, был назван по имени села Воробьёво, существовавшего здесь в средние века.

Это первая в России станция метро, расположенная на мосту над рекой.

Оформление станции выполнено в современном стиле. Опоры моста, проходящие через зал, а также стены подходных коридоров облицованы белым и зелёным мрамором. Путевые стены сделаны прозрачными, стекла вставлены в алюминиевый каркас. Из них открывается вид на Москву-реку, Воробьёвы горы, Большую Спортивную Арену Лужников и новое здание Академии наук. Пол выложен серым гранитом.

Нетрадиционно оформлено на станции помещение дежурного: оно представляет собой «капитанский мостик», который возвышается над платформой.

На платформе станции расположены 10 уникальных стеклянных вращающихся витрин с подсветкой, в которых размещаются различные предметные экспозиции. За время существования этой площадки пассажирам метрополитена были представлены экспонаты из собраний Дарвиновского музея, Государственного музея спорта, музея Москвы, Русского географического общества и Роскосмоса, ведущих фарфоровых заводов и Государственного театра кукол им. Образцова.

Станция метро «Достоевская»

Одна из новейших станций столичной подземки, оформленная в современном стиле с изображениями сцен, которые иллюстрируют романы великого русского писателя Ф. М. Достоевского.

Элементы отделки станции со сценами насилия из романов Достоевского вызывают неоднозначную реакцию у жителей и гостей Москвы.

Станция метро «Достоевская» Люблинско-Дмитровской линии открылась в составе участка «Трубная» — «Марьина роща» в июне 2010 года. Это одна из самых стильных и современных станций столичной подземки.

Станция находится неподалеку от Театра Российской Армии, а свое название она получила по одноименной улице.

Строительство станции велось с середины 1990-х годов, однако вскоре на долгое время было заморожено. Работы были возобновлены лишь в 2007 году.

Станция планировалась как пересадочный узел на Кольцевую линию, где должна была быть встроена станция «Суворовская», но в 2017 году от строительства «Суворовской» отказались.

Станция метро «Трубная»

Станция московского метро, в оформлении которой отражены архитектурные особенности древнерусских городов, здесь можно наблюдать двенадцать витражей с изображениями древних городов и сёл России.

На платформе впервые была сооружена диодная светящаяся полоса, которая обозначает безопасную границу до её края.

Станция метро «Трубная» Люблинско-Дмитровской линии открылась в августе 2007 года в составе участка «Чкаловская» — «Трубная». 

Станция расположена в Мещанском районе столицы прямо под Трубной площадью.

Вопрос о сооружении станции с выходом на Трубную площадь поднимался ещё до начала строительства Московского метрополитена. Уже в 1931 году станция «Трубная площадь» упоминается в составе электрифицированного железнодорожного диаметра.

Работы по сооружению станции начались в 1990 году, а с 2000 по 2005 год было заморожено. На сводах станции установлены водозащитные декоративные зонты из белого стеклопластика, изготовленного в Твери. Путевые стены, порталы и карнизы облицованы итальянским мрамором светлых тонов, колонны и вставки между порталами — тёмно-зелёным мрамором. Между колоннами расположены скамейки из ажурного металла, завершающимися вверху декоративными светильниками в виде 18 бульварных фонарей в стиле модерн. Между колоннами установлено двенадцать витражей с изображениями древних городов и сёл России (Боголюбово, Владимир, Кижи, Коломенское, Москва, Новгород, Палех, Переславль-Залесский, Псков, Ростов, Суздаль, Ярославль).

Предыдущая статья
Следующая статья
RELATED ARTICLES
Рекламаspot_img

Most Popular